«Добро пожаловать в величайший в мире музей прикладного исскуства», говорится в карте-путеводителе по Музею Виктории и Альберта. Пожалуй, это наиболее точное описание этой коллекции. В лабиринте залов, общая длина которых около 11 км, представлены образцы всех форм декоративно-прикладного искусства, известных человечеству.
Всемирная выставка 1851 г. пробудила в принце Альберте мечту дать простым англичанам доступ к мировой красоте, что и послужило толчком к созданию музея, одного из богатейших и наиболее разнообразных собраний на свете.
Экспозиция имеет следующие разделы: искусство и дизайн, материалы и техника. Первые представлены на этажах А, нижний А, В и С, последний — на этажах С и Д. Еще имеется флигель Генри Коула, где на шести этажах выставлены картины, рисунки, фотографии и гравюры, и небольшая Галерея Фрэнка Ллойда Райта и коллекция миниатюр.
Чтобы увеличить экспозиционные площади, в музее была проведена реконструкция, завершившаяся в 2003 г.
Этаж А
В зале 48а, который представляет собой галерею с огромным полукруглым сводом, вы увидите гигантские картоны для гобеленов, выполненные Рафаэлем. Огромные, длиной более 6 метров, сцены из Нового Завета были заказаны папой Львом X для украшения Сикстинской капеллы в 1515 году.
В зале 41 размещается Галерея Неру. Здесь собраны великолепные произведения индийского искусства: ювелирные изделия, выполненные гуашью батальные сцены XVI века, золотой трон махараджи Ранжита Сингха и знаменитый «Тигр Типу», деревянная механическая игрушка тигра в три четверти живого роста (с органом в боку), накинувшегося на офицера в красном мундире Ост-Индской компании. Зал 42 отдан прекрасным восточным изразцам с изображением воды и растительности. В зале 43 представлены средневековые сокровища, включая украшенную эмалью медную раку Томаса Бекета, примерно 1180 года, в которой, возможно, хранились мощи святого. Здесь же находится чудный Глостерский подсвечник XII века, выполненный в романском стиле, украшенный переплетенными фигурками людей, обезьян и драконов. Рядом выставлен Эл-тенбергов реликварий в виде крестообразного храма с высоким куполом, украшенный медью, эмалью, слоновой костью и позолоченной бронзой.
В Японской галерее в зале 45 вы увидите изумительной красоты расписанные тарелки, шкафчики, самурайские мечи, выкованные 700 лет назад, и крошечные нэцкэ; льва, бога ветра Футена и толстого неуклюжего Хотея, бога богатства.
В запах 46А и В выставлены гипсовые слепки средневековой скульптуры, в том числе статуи Микеланджело: героический флорентийский «Давид», чувственный «Умирающий раб» и «Восставший раб». Здесь же — римская колонна Траяна и портик 1188 года из собора Сантьяго-де-Ко мпостела,
Залы Гэмбла, Морриса и Пойнтера в задней части здания, первоначально служившие в качестве чайной, оформлены в стиле «Искусства и ремесла». Там сохранились росписи прерафаэлитов, плитка и витражи.
Нижний этаж В
Залы 52—58 расположены в виде буквы «L» и посвящены Британии с 1500 по 1750 год. Здесь можно увидеть музыкальную комнату георгианской эпохи, серебро конца XVII века, резную композицию Гринлинга Гиббонса «Избиение камнями святого Стефана», превосходную инкрустированную мебель и Большое ложе из Вара, длиной 10 футов, вырезанное из дуба в 1590 г. Джонасом Фосбруком, дух которого, как утверждает молва, живет рядом с ним.
Крыло Герни Коула
Галерея Фрэнка Ллойда Райта на втором этаже посвящена творчеству великого американского архитектора (1867—1959) и воспроизводит его мастерскую 1937 года, оригинально отделанную деревом.
На шестом этаже выставлены полотна Уильяма Тернера «Замок Ист-Каус» (1828) и призрачная «Гора Св. Михаила» (1836). Среди пейзажей Джона Констебля можно назвать «Дэдхемский шлюз и мельница» (1820), один из шести написанных в надежде найти покупателя.