Британские продуктовые рынки переживают настоящий бум: продукция великолепного качества, огромное разнообразие товаров, которые зачастую нигде больше не найдешь, справедливые цены — вот она, современная Британия!
Ранним субботним утром улица закрывается для проезда машин. Слышится скрежет металла по металлу — это устанавливают каркасы рыночных павильонов для дневной торговли. В 7 утра первые торговцы, в основном владельцы палаток с горячей едой, начинают подготовку. Тихонько урчат моторы грузовиков, с глухим стуком на мостовую приземляются ящики с сельскохозяйственной продукцией. Бегут минуты, проплывают часы, и вот уже разгрузка уступает место торговле. Лавочники наперебой расхваливают свой товар, покупатели отчаянно торгуются, а контрабасист Ден и его приятели обеспечивают мизансценам саундтрек.
Самое горячее время — обед, а именно последний час перед тем, как мужское население Ист-Энда практически в полном составе завалится в паб The Dove, чтобы освежиться заслуженной пинтой пива. Это время крупных сделок, когда продавцы мечтают избавиться от остатков провизии, а покупатели — выгодно их приобрести. К 16:30 на улице все стихает — базарная суббота на Бродвей-маркет в районе Хэкни закончилась.
Рынок с четырьмя фруктовыми и овощными лавками, несколькими палатками мясников, сырными прилавками, павильоном, где торгуют свежевыжатыми соками, многочисленными лотками со сладостями и бог весть чем еще похож на клумбу, пестрящую красками и благоухающую ароматами. И покупатели не заставляют себя ждать. «Мне нравится общаться с посетителями и заводить с ними знакомства, а иногда и дружбу», — говорит мать двоих детей Тамами Хага, которая каждый уикенд торгует на Бродвее горячими пирогами.
В Соединенном Королевстве сотни таких, как Тамами. В отчете Национальной ассоциации руководителей британских рынков за 2009 год упоминается 124 традиционных рынка, а Национальная ассоциация фермерских магазинов и рынков полагает, что число рынков фермерских достигло почти 75°. В чем же разница между традиционным и фермерским рынком? На традиционном вы, скорее всего, будете иметь дело с посредником, например с мясником или зеленщиком, который оптом закупает товары у производителя. А на фермерском владельцы лавок продают то, что вырастили или изготовили сами. Большинство людей закупали основную часть продуктов на традиционных рынках вплоть до 1950-х годов — до тех пор пока верх не взяли супермаркеты. Фермерские же рынки, несмотря на то что существуют с незапамятных времен, не пользовались популярностью вплоть до 1990-х. Сегодня внимание покупателей делится «на троих» практически поровну. «Я по-прежнему покупаю основные товары и консервы в больших супермаркетах, но мне и в голову не придет идти туда за свежими продуктами», — делится Дженни Кэмпбелл из Хартфордшира.
Конечно, рынки обоих типов роднит отличное качество продукции. «Торговать нужно только самым лучшим, потому что плохой продукт удастся продать лишь раз», — уверен Джеймс О’Брайан, уже 15 лет работающий в частной пекарне De Gustibus. Джеймс — очаровательный ирландец, который продавал свою продукцию на десятках рынков по всей стране. Он воплощение еще одной приманки рыночной торговли: люди, стоящие за прилавком, зачастую не менее привлекательны, чем продукты, которые они продают. И когда наблюдаешь, как он рассыпает комплименты девушкам и обменивается пивными анекдотами с Гэри Родсом на Боро-маркет, понимаешь, в чем секрет этой привлекательности. А еще Джеймс может сказать, какой хлеб лучше покупать сегодня. Мне, например, посоветовал попробовать пульезе — вкуснейший пшеничный батон, приготовленный с оливковым маслом. Вообще, расспросить держателей лавок — лучший способ выяснить, что и когда стоит есть. Они эксперты в своем деле и, даже если не выращивают продукцию сами, все равно имеют представление о том, чем торгуют. «Никогда не забуду женщину, готовившую отличную мексиканскую сальсу в обычной ступке с пестиком, — вспоминает Джейми Оливер. — У лавочников найдется немало жемчужин, которые стоит подобрать».
«Когда покупаешь продукты, протягиваешь невидимую нить между тем, что ешь, и местом, где это выращено», — уверена Кэт Газзоли, генеральный менеджер общества Slow Food UK, главная задача которого рассказывать людям о том, какие последствия их пищевые пристрастия имеют для окружающей среды, биологического равновесия и здоровья нации. Так, отовариваясь, скажем, в лавках Ричарда Вайнса Wild Beef на рынках Лондона и Сомерсета, вы покупаете мясо у того же человека, который на собственной ферме в Дартмуре кормил, поил, холил и лелеял своих коров северной и южной девонской, а также уэльской черной породы. И можете быть уверены, что на его земле не использовались никакие пестициды, а животные росли в естественных условиях.
Поддерживая местные рынки, вы поддерживаете и местную экономику. Во многих небольших городах базарные дни — самые выгодные для торговли. Возьмем Ладлоу, маленький городок в южном Шропшире, который превратился в Мекку для гурманов благодаря своей процветающей рыночной культуре.
Рынки еще и стартовая площадка для мелкого бизнеса, у которого пока не хватает сил пробиться в крупные торговые сети. Взять хотя бы Rubies in the Rubble — новую марку консервов, изготавливаемых из излишков фруктов и овощей. Стратегия компании проста: обратить внимание общества на то, сколько продуктов выбрасывается зря, и создать приемлемые условия жизни для людей, пытающихся снова встать на ноги, нанимая их на работу. Основательница компании Дженни Доусон оставила карьеру в финансовой сфере, чтобы начать этот бизнес. «Что может быть лучше, чем приготовленная с любовью еда, которую не нужно везти за тридевять земель на самолете!» — улыбается она, стоя у своей палатки на Боро-маркет.
У кого бы вы ни покупали — напрямую у производителя или у лавочника, продающего товары, произведенные кем-то другим, — рынки являются одним из самых «зеленых» видов шопинга. «Фермерские рынки не выбрасывают свою продукцию, — говорит Рита Экснер из FARMA. — На продажу идут и продукты неправильной формы, и мелкие. Порой со скидкой, но в любом случае все они отменного качества».
Кстати, у рыночных продуктов упаковочных «одежек» не так много, поэтому влияние рынков на окружающую среду меньше, чем у супермаркетов.
А есть ли недостатки у рыночного шопинга? Как только вы смиритесь с тем фактом, что не сможете покупать спаржу зимой или малину осенью, все сведется к цене. Считается, что на фермерских рынках, особенно экстра-класса, она выше. Хотя Рита Экснер опровергает это, считая, что важно сравнивать подобное с подобным: «По-настоящему свежие яйца от кур на свободном выгуле почти всегда оказываются дешевле, чем аналогичная продукция в супермаркетах. Что касается мяса и сыра, нужно брать для сравнения эквивалентный по качеству ассортимент супермаркета, а не самые дешевые продукты. Говядина, продаваемая на фермерских рынках, как правило, получена от животных, пасущихся на воле, а не выращенных интенсивным способом. Сезонные фрукты и овощи продаются примерно по тем же или даже меньшим ценам, чем в супермаркетах. Но ведь они при этом свежесобранные и дозревшие естественным путем, поэтому и вкуснее, и хранятся дольше. Если батон хлеба стоит на фермерском рынке чуть дороже, то только потому, что это настоящий хлеб, а не фабричный продукт. Их качество несравнимо».
Даже если на поход по рынку придется потратить чуть больше времени, вы приобретете более свежие и качественные продукты. Прибавьте к этому бонус в виде налаженных отношений с местным сообществом и точных знаний о том, что попадает на ваш стол, и получите полную картину.
Переведено в бюро нотариальных переводов «Слоган».